Бизнес «Коста Конкордия» упала на бок и уронила имидж России

«Коста Конкордия» упала на бок и уронила имидж России

Разразившаяся недавно катастрофа с круизным лайнером «Конкордия» потрясла многих. И безалаберность капитана, и его трусость, – он сбежал с тонущего корабля, бросив пассажиров, и растерянность команды, не сумевшей нормально организовать эвакуацию...

Разразившаяся недавно катастрофа с круизным лайнером «Конкордия» потрясла многих. И безалаберность капитана, и его трусость, – он сбежал с тонущего корабля, бросив пассажиров, и растерянность команды, не сумевшей нормально организовать эвакуацию, – все это заставит многих путешественников задуматься о том, каким рискам они подвергаются даже в безопасных европейских турах, не говоря уже о быстро набирающих популярность экзотических. К счастью, все российские туристы остались живы, целы и невредимы. Но катастрофа в очередной раз показала, насколько наши люди незащищены по сравнению с гражданами других государств.

Потерял багаж – ходи голым

Когда я начала путешествовать, больше всего в самом начале меня поразило, что на самолетах можно путешествовать как на поездах – с пересадкой, а наша Земля – действительно маленькая. Мне приходилось бывать и в южно-африканском Кейптауне, и в столице Венесуэлы Каракосе, и в североамериканском Мехико, и во многих городах Юго-Восточной Азии. И всюду от столицы нашей родины можно добраться меньше, чем за сутки, как правило, с одной-двумя пересадками. Причем крупные авиакомпании стараются сделать так называемые стыковки между рейсами в тех пунктах, где приходится пересаживаться, как можно короче. С одной стороны, это удобно, – погулял часок по магазинам в аэропорту, сел на следующий рейс и лети дальше, – с другой стороны, нередко после таких пересадок пассажир оказывается без багажа.

Только представьте себе: морозным зимним утром вы в шубе, свитере и теплых ботинках сели в Москве в самолет и через 12 часов оказались где-нибудь на таиландском Пхукете или в мексиканском Канкуне с температурой воздуха +30 градусов, прекрасным пляжем и ласковым морем… в той шубе, свитере и ботинках. Да что там перелеты и перегрузы. У наших пассажиров «Конкордии» багаж попросту утонул вместе с документами, ценными вещами и деньгами в сейфе каюты. Разумеется, утонул он и у наших туристов, и у западных. Вот только у западных он в большинстве случаев был застрахован. Конечно, милых сердцу вещичек страховые компании людям не вернут, но материальная компенсация явно скрасит горечь потери. Наши же расстались с нажитым непосильным трудом за здорово живешь.

Конечно, в круиз по Средиземноморью поехали не самые бедные люди, но и далеко не олигархи. Многие представители среднего класса, менеджеры, мелкие предприниматели целый год копят на то, чтобы вывезти семью на такой вот отдых. И вот результат – потеряны деньги, заплаченные за круиз, вещи, на родине придется оплатить потерю загранпаспартов и изготовление новых. Все эти проблемы в мировой туриндустрии уже давно решены. – в такой поездке у туриста, как правило, застраховано все – от ответственности перевозчиков и туроператоров до жизни и здоровья. Причем, что важно, стоит такая страховка в большинстве случаев просто копейки.

«Мы отправляем туристов за границу и всякий раз боимся, – говорит менеджер туристического агентства Оксана Пилипенко, – потому что знаем, насколько они не защищены. Консульства, как правило, не помогают нашим туристам, попавшим в беду в чужих странах или, помогают только тогда, когда, как в случае с Конкордией, история имеет большой общественный резонанс, да и то из рук вон плохо. Система с трахования туристов у нас крайне неразвита. С другой стороны, вряд ли наши граждане захотят переплачивать за туры, предложи мы им такие страховки. Они скорее понадеются на русское «авось».

«Авось» денег не приносит

Надо признать, что рынок страхования туристических услуг в России не развит не только потому, что подобных продуктов нормального качества ведущие компании практически не предлагают, но и потому что спроса на подобные продукты у россиян нет.

По признанию самих страховщиков, на рынке частного страхования они зарабатывают в основном на автомобильных страховках: обязательном ОСАГО и добровольном КАСКО. На втором месте с большим отрывом идет добровольное медицинское страхование и страхование жилья. Причем договоры на добровольное медицинское страхование заключают в основном компании для своих сотрудников, а страхование жилых помещений связано с получением ипотеки, то есть по сути тоже является обязательным, ведь без страхования залога кредит не выдают. То же касается и таких продуктов, как страхование жизни и здоровья, титульное страхование ответственности при получении кредита. Все они приобретены как дополнение к банковским займам.

Что касается, рынка туристических услуг, то здесь распространены всего два вида страхования: вынужденное приобретение медстраховки, – без нее большинство стран не выдает визу и не допускает пересечения границы, – и в гораздо меньшей степени страхование от невыезда., то есть гарантия возврата средств в случае возникновения каких-то непреодолимых обстоятельств, не позволяющих выехать по уже купленной путевке.

«Меня всегда удивляет равнодушие наших клиентов к получению медстраховки, – рассказывает менеджер турфирмы Марина Константиновская. – За много лет работы лишь несколько человек, поинтересовались, какая компания предоставляет услуги и надежна ли она. А уж что входит в пакет, мы обычно стараемся рассказать сами, да и то сталкиваемся с тем, что слушать про это не хотят. А между тем в последнее время на слуху довольно много случаев, когда наши туристы попадали в аварии, подвергались нападению акул, получали отравление и т. д. Но, видно, они ничему не учат».

Причин такого отношения наших граждан к страхованию, я бы даже сказала к элементарной подстраховке, несколько. Конечно, в первую очередь, это отсутствие культуры страхования. Еще одна причина – забюрократизированность и неэффективность услуг на этом рынке. Большинство россиян в случае беды скорее побегут просить денег у родственников или друзей, в крайнем случае, у государства. К страховщикам они обратятся в последнюю очередь. И такое отношение основано на практике. Получить от страховой компании возмещение в полном объеме затрат по страховому случаю трудно или очень трудно. Как правило, это требует огромного количества бумаг, хождения по инстанциям и времени. Разумеется, в большинстве непредвиденных ситуаций сил и времени на такие процедуры нет. Например, в случае медицинского страхования за границей большинство россиян предпочитают оплачивать услуги врача самостоятельно и лишь потом, по приезду на родину, требовать возмещения.

Когда этот материал был уже практически написан, к сожалению, пришло еще одно подтверждение тому, что на страховом рынке нужно что-то менять. Из-за финансовывх трудностей приостановил свою деятельность туроператор с двадцатилетним стажем, один из крупнейших на российском рынке, Ланта-тур вояж. Около четырех тысяч россиян, отправленных этой компанией, оказались в таких неблизких странах как Таиланд, Индонезия, Индия и в некоторых странах Европы. Оказались в неоплаченных отелях, из которых их выселяют, с неоплаченными билетами домой и трансферами в аэропорт.

Отельеры некоторых стран оказались очень несговорчивыми. Они не просто выселяют туристов, но и отбирают у них вещи и документы. Объясняется это просто: за последнее время это уже второй подобный случай с крупными туроператорами. После крушения Капитал-тура отелям гарантировали оплату за наших туристов, но возмещения так и не последовало.

Сейчас к ситуации подключились дипломаты и Ростуризм. Они предлагают всем, у кого есть деньги самостоятельно, замечу в скобках, повторно, оплатить свое проживание, а потом, уже на Родине, решать проблему возмещения средств. И все это, несмотря на то, что в обоих случаях ответственность туроператоров была застрахована, а в ситуации с Ланта-тур страховая компания уже выразила готовность выполнить свои обязательства в полном объеме.

Может, как говорил Жванецкий, в консерватории что-нибудь подправить. Может, стоит нашему правительству задуматься о том, как сделать наших граждан более защищенными. В конце концов, это принесет свои дивиденды. Во-первых, проблемы будут решаться не за счет налогоплательщиков, а за счет крупных страховых компаний. А во-вторых, перестанет страдать имидж державы, каждый раз, когда русские туристы за рубежом оказываются куда как менее бесправными, чем граждане других стран.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем