Бизнес Экономика Когда перестанут расти цены на продукты

Когда перестанут расти цены на продукты

Впервые за последние восемь лет россияне стали тратить на еду больше половины своего дохода. Это вполне логично, учитывая подорожание продуктов при параллельном снижении реальных доходов населения. О том, как долго сохранится эта тенденция и от чего зависит рост цен, мы поговорили с генеральным директором холдинга «РосАгроМаркет» Богданом Григорьевым.

– Инфляция – тема номер один на протяжении последних двух лет. В чем глубинные причины бурного роста цен?

– Если говорить о продуктах питания, то за последнее время экономика нашей страны столкнулась сразу с двумя шоками. Во-первых, в связи с резким ослаблением курса рубля существенно подорожал импорт, который занимал достаточно большую долю на рынке, а во-вторых, продовольственное эмбарго повлияло на сложившийся годами баланс спроса и предложения. Именно эти два фактора обусловили то, что мы увидели резкий рост по целому ряду продуктов питания. Это объективные реалии рыночной экономики, с которыми нужно считаться, но уже сейчас мы видим, что страна адаптировалась, и в ближайшие несколько лет данную тенденцию удастся переломить.

– Президент России Владимир Путин на «прямой линии» сказал, что рост цен – это «рукотворный результат». То есть, грубо говоря, правительство знало, чем обернется продуктовое эмбарго, но рассчитывало, что это «создаст условия для развития нашего сельского хозяйства, освободит рынок». Как вы считаете, созданы ли эти условия? И почему спустя два года импортозамещение по-прежнему выдает недоступный для большинства обычных граждан продукт?

– Условия, безусловно, созданы. И есть много примеров того, как российские производители эффективно заместили продукцию иностранных компаний. Более того, впервые за долгие годы Россия стала экспортером мяса. То есть, к примеру, по курице не только удалось добиться существенного прогресса в вопросе повышения продовольственной безопасности, но и выйти на внешний рынок. Важно понимать, что процесс импортозамещения работает не настолько быстро, как нам бы этого хотелось. Кроме того, есть объективные негативные факторы, к примеру, дороговизна кредитных ресурсов, недостаточно развитая инфраструктура хранения и складской логистики, из-за чего потери в овощной группе ежегодно составляют до 50% урожая, первичная переработка и доработка свежей сельхозпродукции, которую готовы закупать торговые сети, пока недоступны для малых и средних сельхозпроизводителей. Но вектор развития уже, безусловно, верный. И последние инициативы Министерства сельского хозяйства по поддержке фермерства, садоводства, тепличного хозяйства абсолютно правильные.

– Зачастую товары, привезенные из-за рубежа, обходятся людям дешевле, чем произведенные в их же регионе? Почему так происходит?

– К сожалению, российский климат не позволяет местным производителям эффективно конкурировать по целому ряду товарных категорий. К примеру, для того чтобы выращивать на территории России томаты в круглогодичном режиме, необходимо строительство теплиц, более тщательный уход, дополнительный персонал. Такая продукция оказывается дороже импортных аналогов, произведенных в странах с благоприятным климатом, с использованием современных технологий хранения, доработки, фасовки продукции. У нас это направление только начинает развиваться.

– В России уровень продовольственной инфляции один из самых высоких – по итогам 2015 года 15%. От чего он зависит и как стране добиться ее снижения? При каких условиях это произойдет?

– Как я уже отмечал, два главных фактора, которые привели к существенному росту цен, – это шок на валютном рынке и возникновение дисбаланса спроса и предложения в результате введения продуктового эмбарго со стороны России. Сейчас мы видим, как экономика адаптируется к новым реалиям, поэтому, безусловно, продуктовая инфляция будет снижаться.

– Из чего складывается конечная стоимость продукта на прилавке? Какая составляющая больше всего влияет на рост цены? Какие шаги (в том числе правительственные) могут помочь уменьшить это влияние?

– Главные факторы, которые влияют на конечную стоимость продукции, – это, во-первых, себестоимость его производства, хранение, предпродажная подготовка, расходы на продвижение, транспортно-логистические расходы, маржа ритейлеров. Влиять на ценообразование можно разными способами, но самый лучший с точки зрения рыночной экономики – это поддержка отечественных производителей с тем, чтобы они могли произвести больше продукции и сделать ее более конкурентоспособной, доступной. Искусственное ограничение цен приводит к дисбалансу спроса и предложения, может возникать дефицит, что крайне нежелательно. Ценообразование регулируется рынком, хоть и под чутким присмотром регулирующих органов. Особенно когда речь идет о «социально-значимых продуктах».

– Прогноз на 2016 год: как вы считаете, удастся ли ЦБ снизить инфляцию до 4% к 2017 году?

– 4% инфляции – это тот ориентир, к которому стремятся монетарные власти. Реализация данной цели не гарантирована, поскольку очень многое зависит от ситуации на сырьевых рынках и целого ряда других факторов. Скорее всего, к 2017 году существенно приблизиться к этому ориентиру вряд ли удастся, но власти работают в правильном направлении.

Фото: Фото предоставлено экспертом
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем